Методические рекомендации к проекту «Музей как текст культуры» Система реализации программы «Музей как текст культуры» Начальная школа «Мир семейного очага» Системо- образующие темы Занятие в музее Вводное занятие Рефлексия Тема занятия Тема занятия Этапы проекта С Е М Е Й Н Ы Е Р Е Л И К В И И Осень Блок 1. «Дом для большой семьи» (Александрия Коттедж) 1.«Мир семьи в прошлом и настоящем…» 2.«Здравствуй, музей!» 1.Обсуждение проекта года: Семейный альбом «Петербургская семья» 2.Занятие «О ч.м рассказали старые фотографии». Блок 2. «Тайны и загадки музейных реликвий» (История музейных вещей – Ораниенбаум, дворец Петра III) «Семейная реликвия – что это такое?» 1.Создание страниц альбома: - «Семейная реликвия» - «Гостиная для большой семьи» 2.Занятие «И никогда не оборв.тся веков связующая нить…» Блок 3. «Вещь и е. хозяин». (Александрия. Коттедж) «Александрия – территория любви» 1.Создание страниц альбома: - «Портрет моей семьи» - «Семейная реликвия» 2.Минипроект «Выставка одной вещи» Блок 4. «Музейный предмет как свидетель истории» (Петергоф. Особая кладовая.) 1.«Как вещи попадают в музей?» (История одного музейного предмета: хранители реликвий – хранители памяти) 2.«Где живут реликвии?» (Мир дома и мир музея – занятие проводится музейным работником) Минипроект «Выставка одной вещи» С Е М Е Й Н Ы Е Т Р А Д И Ц И И Зима Блок 1. «Жизнь и быт императорской семьи» (Павловск. Дворец) 1.«Что такое традиции?» 2. «Семейные традиции прошлого и настоящего». 1.Занятие «Семейные традиции» 2.Создание страниц альбома: - «Семейные традиции» Блок 2. «Воспитание культурой» (Реформы семьи Петровского времени «Юности честное зерцало» - Дворец Марли) «Как среда воспитывает человека». Создание страниц альбома: «Семейные традиции» Блок 3. «При.м в Большом дворце» (Петергоф) «Светское воспитание» (Что должен знать и уметь подросток при выходе в свет) Создание страниц альбома: - «Портрет моей семьи» Блок 4. «Стол на четырнадцать кувертов» (Екатерининский корпус. Петергоф) «Правила этикета» 1.Создание страниц альбома: - «Семейные традиции» - «Портрет моей семьи» 2.Занятие по этикету. С Е М Е Й Н Ы Е Блок 1. «Игрушка Екатерины II» (Китайский дворец. Ораниенбам) 1.«Семейный праздник в прошлом и настоящем». 2.«Семейный праздник в императорской семье» (Занятие проводится музейным сотрудником) Создание страниц альбома: - «Семейные традиции» З А Б А В Ы И П Р А З Блок 2. «Игра взрослых людей» (Петерштадт) «Игры наших бабушек» (Занятие проводится родителями учащихся) Создание страниц альбома: «Семейные традиции» Блок 3. «Детские игры на свежем воздухе». (Александрия. Фермерский дворец). «Мои любимые игры и игрушки». 1.Выставка семейных игрушек. 2.Семейное образовательное путешествие «Забавы и развлечения в Петергофе». Д Н И К И Весна Финал Семейный праздник (Музей семьи Бенуа) Блок 1. «Дом для большой семьи» Вводное занятие «Мир семьи в прошлом и настоящем» Цель: создать условия для осознания учащимися роли и места семьи в жизни человека. Задачи: . Показать учащимся модели существования семьи в разные исторические эпохи. . Дать представление о семье как исторически сложившемся социальном институте. . Помочь осознать ценность семьи в жизни каждого человека . Вовлечь обучаемых и их родителей в исследовательскую работу по изучению прошлого своей семьи. Оборудование: . Иллюстрации с изображением семей в разные исторические эпохи . DVD Ход занятия. 1. Введение в тему. . Разгадайте ребус и вы узнаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие. 7Я СЕМЬ Я . Как вы понимаете слово «семья»? . А как вы думаете, давно ли появилось это слово? (Чтение стихотворения учеником) Когда появилось слово «семья»? Когда – то о н.м не слыхала земля… Но Еве сказал перед свадьбой Адам: «Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит мне, богиня моя?» И Ева тихонько ответила: «Я». «Кто их воспитает, Богиня моя?» И Ева покорно ответила: «Я». «Кто пищу сготовит, о, радость моя?» И Ева вс. также ответила: «Я». «Кто платье сошь.т, постирает бель., Меня приласкает, украсит жиль.?» «Я, я, я,» - тихо молвила Ева. Сказала она знаменитых семь «Я»… Вот так на Земле появилась семья! 2. Вступительная беседа. Таким образом, первая женщина Ева определила главный круг обязанностей женщины в семье. . Как вы считаете, в этом вопросе произошли какие – то изменения? . Как распределяются обязанности в ваших семьях? . Какова главная ценность в семье?(Любовь, она помогает преодолеть все неурядицы, раздоры, трудные моменты, выстраивать добрые отношения) (Чтение стихотворения учеником) Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! 3. Работа с презентацией «Мир семьи в прошлом и настоящем». (В процессе просмотра учащимся предлагается сравнить состав семей, распределение обязанностей, особенности взаимоотношений, проявление исторической эпохи). Вывод: во все времена и эпохи люди строили семью для того, чтобы иметь детей, заботиться и помогать друг другу; вместе вести дела в сво.м доме и строить этот дом – ДОМ ДЛЯ СВОЕЙ СЕМЬИ). 4. Работа по составлению классного «Семейного альбома». 1) Предварительная беседа: . Что позволило нам увидеть семьи, жившие в дал.ком прошлом? . Где обычно хранятся фотографии? . У вас дома есть семейные альбомы? . Чьи фотографии там находятся? . О ч.м они могут рассказать? . Можно ли что – то узнать по фотографиям о незнакомых людях? 2) Работа в группах. (Каждой группе выда.тся набор фотографий, учитель предлагает выполнить задание) Рассмотрите внимательно фотографии, которые вы получили и подготовьте ответы на вопросы, записанные на карточках. 1 группа «Человек и Время». Вопросы: 1. По тому, как одеты люди, постарайтесь выяснить, к какому времени в истории нашей страны относятся эти фотографии? 2. Попробуйте узнать, в каком месте сфотографированы люди? 3. Определите, кем они друг другу приходятся? 2 группа «Дети и Время» Вопросы: 1. Чем дети на фотографиях отличаются от современных? 2. О каких детских организациях может рассказать их школьная форма? 3. Хотелось бы вам быть в такой организации и носить определ.нную форму? 3 группа «Вещь и Время» Вопросы: 1. Изображение какой вещи повторяется на всех фотографиях? 2. Что мы можем рассказать об изменении этой вещи во времени? 3. Какую пользу принесли человеку эти изменения? 5.Выступление групп. Подведение итогов. Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут нам семейные фотографии, каждая из них – драгоценный неповторимый момент жизни, поэтому люди берегут и тщательно хранят эти драгоценности в своих семейных альбомах. 6.Домашнее задание. Просмотреть семейные альбомы, выбрать самую любимую фотографию, подготовить рассказ о людях, изображ.нных на ней. Блок 2.Тайны и загадки музейных реликвий. Вводное занятие. Семейная реликвия – что это такое? Цель: создать условия для осознания учащимися символического значения вещи, являющейся своеобразным семейным «памятником». Задачи: . Познакомить учащихся с понятием «семейная реликвия». . Вовлечь обучаемых и их родителей в исследовательскую работу по изучению прошлого своей семьи. . Показать смысловое наполнение предмета и возможность изменения этого смысла. . Создать условия для позитивного отношения к реликвиям своей семьи. Оборудование: . Шкатулка с набором предметов (старые фотографии, кружевная салфетка, детская игрушка, серьги) . Иллюстрации предметов, которые могут рассматриваться как реликвии . «Толковый словарь» Ожегова С. И. . Стихи о реликвиях Ход занятия I. Вступительная беседа. 1. Словарная работа. . Обсуждение «Что такое реликвия?» . Работа с «Толковым словар.м» Ожегова С. И. «Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом» 2. Поисковая работа (Ученики читают два отрывка стихотворного текста) В отчем доме простая реликвия – Старых фото немалый запас. Наша вера и память – религия, Что на сердце любого из нас. Неважно, как реликвию зовут: Георгиевский крест иль орден Ленина, Они высокой славою овеяны За ними кровь, бесстрашие и труд! Проводится обсуждение слова «реликвия», его смысла. Выясняется, что смысловое значение разное: в первом отрывке речь ид.т о семейной реликвии, во втором – о государственной, исторической. . Любая ли вещь может быть реликвией? . Какая вещь является семейной реликвией? . Что может стать исторической реликвией? . Где могут храниться те и другие реликвии? 3. Работа с иллюстрациями (может проводиться по группам). (Учащиеся рассматривают полученные иллюстрации, выясняют, к какой группе реликвий относится изображ.нная вещь, обсуждают, где может она храниться). Вывод: семейные реликвии хранятся в доме, государственные (исторические) – в музеях. Учитель сообщает о том, что с музейными реликвиями они познакомятся на экскурсии, где музейные вещи раскроют им свои тайны и загадают загадки. II. «Там, где тво. сокровище, будет и тво. сердце… Учитель показывает детям шкатулку (ларец) и вместе с детьми обсуждает, что может храниться в такой шкатулке. 1. Исследовательская работа с вещами из шкатулки (работа по группам) . Каждая группа доста.т из шкатулки одну вещь. . Рассматривает е. (из чего изготовлена, кем изготовлена, кому могла принадлежать, е. стоимость) . Обсуждает ответы на вопросы. Вопросы: . Почему вещь находилась в этой шкатулке? . Кому она могла принадлежать? . В ч.м е. ценность? . Чем она дорога тому, кто хранит е. таким образом? . Можно ли эту вещь назвать реликвией? Почему? . Изменилось ли смысловое значение вещи? Каким образом? (Учитель должен подвести учащихся к выводу, что смыслы вещей, связанные с семь.й, родственниками, превращаются в семейную реликвию и ценятся по смыслу, а не по стоимости). 2. Беседа о семейных реликвиях, известных детям. Вывод: семейная реликвия – это не просто вещь, свято хранимая, как память о прошлом, но ещ. и предмет, который может многое рассказать об истории семьи. 3. Игра «Натюрморт в кармане». Учащимся предлагается вынуть из кармана вс. то, что там лежит и рассмотреть эти предметы вместе с одноклассниками (по группам). . Почему эти вещи оказались в вашем кармане? . Чем они дороги? . Зачем они нужны вам? . Что здесь лишнее? . Это ваши реликвии? Почему? Затем учащиеся из данных предметов составляют натюрморт индивидуальный или групповой (если вещей немного у каждого). 4. Обсуждение получившихся «произведений». В ходе обсуждения учащиеся пытаются «нарисовать» портрет хозяина вещей. Здесь может быть прочитано стихотворение С. Михалкова «Любимые вещи». Вот ящик. Расстаться я с ним не могу: Любимые вещи Я в нем берегу. Орехи Такие, что их нипочем Нельзя расколоть Ни одним кирпичом. Свисток. Я не слышал такого свистка! Я сам его вырезал Из тростника. Я каждое утро Его мастерил, Мой ножик со мной Выбивался из сил. Однажды Я к берегу моря пошел, Я в море купался И камень нашел. Пусть все говорят мне, Что камень — пустяк. Я твердо уверен, Что это не так. Но больше всего Из любимых вещей Горжусь я Железной стамеской своей. Знакомый столяр Мне ее подарил. Он ею работал И трубку курил. III. Домашнее задание. 1. Побеседовать с родственниками, выяснить, имеются ли в доме семейные реликвии. 2. По возможности принести эти реликвии на следующее занятие. Рефлексия «И никогда не оборв.тся веков связующая нить…» Цель: анализ материала для оформления альбома «Петербуржская семья», собранного в результате работы над исследовательским проектом «Мир семейного очага» Задачи: . Познакомить учащихся с понятием «семейная реликвия» . Вовлечь обучаемых и их родителей в исследовательскую работу по изучению прошлого своей семьи . Создать условия для формирования коммуникативных умений . Создать условия для позитивного отношения к реликвиям своей семьи и доброжелательного отношения к семейным реликвиям своих одноклассников Оборудование: . Семейные реликвии, старые фотографии . Карта Ломоносовского района . «Волшебный сундучок» . Лента времени . Раздаточный материал для детей Ход занятия 1.Вступительная беседа. . Мы продолжаем работу по созданию следующей страницы нашего альбома «Семейная реликвия». . Что значит слово «реликвия»? . Реликвия – это вещь свято хранимая, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого. Работа с видеорядом. Дети рассматривают слайды с изображением шапки Мономаха, старинного кольца, вазы, старой фотографии и др. . Что видите? . Предположите, из какого материала сделано? . Кому могла принадлежать эта вещь? . Почему эта вещь стала реликвией? . Могла ли эта вещь стать семейной реликвией? Сегодня будем говорить о семейных реликвиях. О том, что дорого каждой семье, хранится и передается из поколения в поколение. Человек живет, пользуясь, какими либо вещами, которые ему дороги, связаны с разными событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее беречь, сохраняя с ее помощью память о дорогом нам человеке. Семейная реликвия это не только ордена, медали, редкие книги. Вещи, которые мы храним, дороги нам и как память о наших родных и близких. История вещи – история человека, история народа, история Отечества. . Что могло бы стать или уже стало семейной реликвией? . Почему? Любой предмет, даже спичечная коробка, могут быть оценены как мусор, а могут оказаться реликвией (если изготовлены 70-80 лет назад). Все зависит от того в какие руки попадет это вещь. 2.Исследовательская работа с реликвией из «Волшебного сундучка» . Предлагаю отправиться в необычное путешествие. . Куда можно отправиться? . На чем можно отправиться? Нам это путешествие поможет совершить «Лента времени» и «Волшебный сундучок». . Как вы думаете, что в нем? (Вещь). . Отгадайте загадку: Открыть свои тайны любому готова, Но ты от нее не услышишь ни слова. . Что это? Книга. Учитель достает из сундучка старый школьный дневник 1962г. . Похожа эта вещь на первый взгляд на книгу? . Рассмотрите, но не открывайте. . Что заметили? . Какого цвета? . Из чего сделан? . Прочитайте надписи. . Рассмотрите фотографию на дневнике. Кто это? . Фамилия знакома? . У кого из детей в классе такая же фамилия? . Предположите, кто же этот мальчик? Да. Это дедушка нашей ученицы Лазаревой Ксюши. В 1962 году Лазарев Володя учился в 4б классе. Ваш ровесник. . Ксюша, как дневник попал в семью? . Кто его сохранил? Работа с «Лентой времени» . Найдем на «Ленте времени» 2010 год. . А теперь совершим путешествие во времени и найдем на ленте 1962 год. . Посчитайте сколько лет дневнику? . Где находилась эта школа? Школа находилась в поселке Большая Ижора. . Что знаете про эту местность? . Давайте найдем на карте Ломоносовского района. В поселке Большая Ижора жил орнитолог Бианки и его сын, впоследствии известный писатель Виталий Валентинович Бианки. . В каком городе сделали этот дневник? (Ленинград) . Как теперь называется этот город? . Что еще можем узнать, открыв дневник? 3.Продолжение исследовательской работы. Письмо чернилами. . Как звали учительницу? . Как учился Володя? Здесь можно рассмотреть ведомости Володи с отметками. . Какие были предметы? . Какие предметы сейчас называются по-другому? . Сколько дней учились? . Сколько уроков было каждый день? . Сравните свой дневник и дневник Володи. . Что общего? В чем отличие? . Посмотрите на почерк мальчика? . Что можно сказать о его личных качествах? . Что делали на уроке чистописания? . Чем писали? Попробуем и мы провести минутку чистописания. Работа в группах. Письмо ручками, заправленными чернилами. . Трудно? Надо очень постараться. . Посмотрите, у кого получилось лучше всех. Рассмотреть классные групповые фотографии Володи. . Сколько человек было в классе? . Как одеты ученики, учитель. . Почему пришли с цветами? Какие это цветы? . На фоне чего сфотографированы дети? . Почему на этой фотографии деревянная школа, а на другой фотографии кирпичная? . Найдите в дневнике запись от 23 марта 1962 года. . Прочитайте. В 6 часов вечера родительское собрание в новой школе. . Что за звездочки на груди? . Что это за галстуки? Эти реликвии учитель достает из «Волшебного сундучка» . У кого дома сохранились такие реликвии? . Какие были внеклассные мероприятия? . В какие игры они любили играть. . На фоне какого дворца ребят сфотографировали? . Часто ли они фотографировались? . Почему? . Было ли это для них событием? . Откуда это видно? Как догадались? Рассказ об учительнице. . Посмотрите внимательно на учительницу? . Как вы думаете,сколько ей сейчас могло бы быть лет? . Посмотрите на ленту времени. . Открою секрет, а ведь вы ее знаете. . ??? Учительницу зовут Митенева Ангелина Ивановна. Первого декабря 2010 года она отпраздновала свой 80-летний юбилей. До этого дня она работала в нашей школе учителем начальных классов и воспитателем в группе продленного дня. Ангелина Ивановна учила дедушку Ксюши Лазаревой – Володю, папу Ксюши Лазаревой – Алешу, а сама Ксюша ходила к Ангелине Ивановне в группу продленного дня. А у меня Ангелина Ивановна была наставником, когда я только пришла в 1986 году работать в нашу школу. Обязательно пригласим ее в наш класс. . Рассмотрим фотографии. . Ваши родители помнят свою первую учительницу? Продолжаем рассматривать дневник. . Что еще заметили? Замечания? . Прочитайте. . А вы иногда получаете замечания от учителя? . Что еще можно сказать о Володе? Да, дети всегда остаются детьми, неважно в какое время они живут. Любят поиграть, пошалить. Далее можно предложить детям посмотреть, что читали на уроках чтения. Поработать в группах и выбрать из предложенных произведений те, которые мог читать Володя. Прочитать из них отрывки, разыграть по ролям басню. Можно подобрать детские книги того времени и попросить предположить учеников, какие из них Володя мог держать в руках. Можно попросить прочитать, что приносили на урок труда, предположить, чем ученики занимались. Попробовать вышивать крестиком на пяльцах. Так же поработать в группах. 4.Открытка из «Волшебного сундучка». Выполнение рисунков. Учитель достает новогоднюю поздравительную открытку, в которой учительница поздравляет семью Володи с новым 1959 годом и благодарит Володю за хорошую учебу. . Рассмотрите открытку. . Что написано? Кто изображен? . Написано от руки? . Как напечатали, ведь компьютеров тогда не было? Здесь можно показать картинку с изображением печатной машинки. . Вы любите Новый год? . Давайте найдем на странице 36 в старом школьном дневнике месяц декабрь. . Прочитайте. . Когда и куда поехали ребята на елку? . А какие подарки им могли подарить? . А вам какие дарят подарки на Новый год? . Давайте нарисуем для ребят 4б класса подарки, которые вы хотели бы им подарить. Далее ученики рисуют свои рисунки. . Найдите, что нарисовал Володя на последней странице дневника? . Чем он увлекался? . Современные мальчишки любят военную технику? . Предположите, кем стал Володя? Володя стал военным переводчиком. . Как могла сложиться его дальнейшая жизнь? Выслушиваются предположения учеников. 5.Заключительная часть. . Что особенно запомнилось? . Что хотели бы спросить? . Почему нужно бережно хранить семейные реликвии? . О чем они могут рассказать? . Какие предметы из современной жизни будут иметь значение семейной реликвии для будущих поколений и почему? 6.Задание. Найди у себя самые старые вещи. Это может быть одежда, мебель, фотографии, игрушки, награды, грамоты. Узнай у родителей историю их появления. Что могло бы стать или уже стало семейной реликвией? Примерные вопросы: . Название . Назначение . Цвет . Форма . Свойства . Кто владел этой вещью? . Как попала в семью? . Всегда ли была в семье или нет? . Какие события связаны с этой вещью? Система реализации программы «Музей как текст культуры» Основная школа. «Люди и судьбы» Систе- мо- образую-щие темы Занятие в музее Вводное занятие Рефлексия Тема занятия Тема занятия Этапы проекта Творцы (осень) Блок1. Введе- ние 1. Что мы получили в наследство? Выбор и обсуждение темы проектной деятельности – «Знаменитые и не очень жители моего города» (создание электронной карты с объектами и именами) Блок 2. Русские Ленотры . (Сады и парки Петергофа и Ораниенбаума) Парки и сады как произведение искусства (проведение занятия музейным сотрудником, совместно с музейным занятием) Минипроект «Парки Ораниенбаума» Блок 3. Фонтанная система и ее создатели (Фонтаны Петергофа) Очеловеченная природа. Фонтаны. 1. Минипроект «Знаменитые фонтаны мира» 2. Образовательное путешествие по фонтанам Петергофа – «Русские триумфы» Блок 4. Архитектурные стили в Петергофе (Выдающиеся архитекторы Петергофа) Архитектура – летопись мира (…она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания) 1. Архитектура Ораниенбаума: проект интерактивного справочника 2. Образовательное путешествие по архитектуре Петергофа (Ораниенбаума) Блок 5. 1. Петергоф как модель империи (Стрельна) 2. Меншиков – наследник Петра?! (Ораниенбаум) «Отдайте все…» или кому оставить Империю… (Петр I) Дискуссия «Кому по силам наследовать дело Петра?» Исторические персонажи (зима) Блок 6 1. Петр III: иностранец на троне 2. Российская история делалась здесь… (Большой Петергофский дворец и Екатерининский корпус) От любви до ненависти: драма в императорской семье (Екатерина II и Петр III) Дискуссия «Кому покоряется вершина власти?» Блок 7 Два Петергофа – два мира (Николай I, Александр II? Александрия) Cемейный рай (Николай I) Дискуссия «Спасет ли семейный рай от реальности?» Блок 8 Судьба и революция (Николай II) Наследники (весна) Блок 9 Судьбы коллекций 1. Хранители традиций: мир музейных профессий 2. Возрожденные из пепла Презентация проектов Блок 10 «Огненные забавы» и не только… (История парковых развлечений в Петергофе) Петергофские потешные огни Петергофа сегодня Блок 11 Возрождение фонтанов Путешествие по водоводу Финал Рыцарский турнир (Александрия) Тематический блок «Творцы» Блок 1. Вводные занятия Цель: введение в тему проекта, осознание важности творческого начала в жизни человека и формирование чувства ответственности за культурное наследие прошлого, которое нас окружает. Занятие «Что мы получили в наследство?» Ведущая идея: Культурное наследие – «след», оставленный предыдущими поколениями, «совокупность всех доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых» Цель: Способствовать формированию представления о творцах прошлого и творцах-современниках, о том, что внутри каждого человека живет ТВОРЕЦ. Содержание: Наследство представлено природными и культурными памятниками, а также обычаями и традициями. Творец и гений. Ход занятия: 1. Наследство. Беседа. -Как вы, ребята, понимаете эту тему? (выход на разделение «наследства» на материальное и духовное, на то, что оставлено человечеством и дано в дар природой) 2. Творец и гений. Беседа. -Подберите синоним «человек-создатель-…»? (творец) -Как вы понимаете смысл этого слова? -Соревнуемся, у кого за минуту будет записана более длинная цепочка родственных слов к слову «творец». (При презентации «цепочек» объясняется значение отдельных слов) -Чем творец отличается от гения? (гений создает то, что никто до него не создавал, а творец развивает идею, гениев немного, а творцом может стать любой из нас) -Творения человеческих рук оставляют свой след в истории. То, что было создано очень давно, несет в себе и «след времени». -Кем становимся мы с вами, когда вглядываемся в рукотворный объект, разгадываем замысел автора, расшифровываем оставленные временем следы? (тоже творцами) 3. Музеи. Артефакты. Презентация. -Где же мы можем встретиться с оставленными нам в наследство творениями человеческих рук? (в музее) -Какие бывают музеи? (не только музеи-здания, но и музеи под открытым небом) 4. Социальная сеть Дневник.ру. Группа «Знатоки нашего города». Презентация. -Многое из того, что оставили наши предки, находится совсем рядом с нами. Давайте заглянем на страницу Дневника.ру, в группу «Фото-загадки». (ребята отгадывали по фотографиям места родного города, были фотографии, где они затруднились дать ответ) -Не все фотографии мы смогли узнать. В каждом хорошо знакомом объекте всегда есть что-то, что еще осталось нами непознанным. Попробуйте сами поставить себе задачу. (Нужно больше узнать о своем городе) -Поможет нам в этом проект, который мы начинаем сегодня. Одним из направлений нашего проекта будет общение в группе «Фото-загадка». Вам предлагается попробовать стать знатоком нашего города – подписать правильно как можно больше фотографий. А может, вы станете лучшим фотокорреспондентом – ваша фото-загадка будет признана лучшей. Пробуйте. -Вы, конечно же, понимаете, что лучше узнать наш город, понять замысел творцов и научиться творить самим нельзя, если остановиться только на обсуждении фотографий. Что, по-вашему, нужно еще? (работать с источниками информации – с литературой, в музее…, пробовать самим что-то создавать) 5. Целеполагание. -Все начинается с размышления. Что вы думаете об этих людях: Андре Ленотр, В.Г. Туволков, Пилсудский (учитель говорит о них совсем немного, дополняя мысли детей) -Эти люди с разной судьбой. Они прожили разную жизнь, но все они творили. Где мы можем узнать о них больше? (в литературе, по интернету, в музее) -Какие музеи нам помогут? (Музей-заповедник Ораниенбаум, музей-заповедник Петродворец) -Значит, какая же еще задача перед нами встает? (отправиться на занятие в музей) Блок 2. Русские Ленотры (Сады и парки Петергофа и Ораниенбаума) Цель: дать представление о разновидностях парков и садов, семантике культурного ландшафта, создать условия для понимания рукотворности природы дворцово-паркового ансамбля и роли создателей этого пространства в формировании его облика. Рефлексия. Подведение итогов проектной деятельности по «реконструкции» садово-паркового ансамбля Оранинбаума (занятие после посещения музея-заповедника Ораниенбаум) Ведущая идея: Реконструкция первоначального облика исторического памятника или ансамбля нужна не всегда. Историческая реконструкция – как вид молодежного досуга. Цель: Создание собственного проекта по теме. Содержание: Работа на компьютере над проектом по выбору: Реконструкция (виртуальная) части парка Ораниенбаума. Проектирование собственного сквера. Парк регулярный и в стиле барокко. 1. Многозначность слова «Реконструкция». Беседа. Презентация. Реконструкция - воссоздание нарушенного первоначального облика насел.нного пункта, ансамбля или отдельной постройки, произведений скульптуры, декоративно- прикладного искусства и пр., выполненное в натуре или выражающееся в составлении их описания, чертежа, рисунка, модели. Р. созда.тся на основе сохранившихся частей или фрагментов памятника, письменных источников, изобразительных материалов, обмеров и пр. Научная, глубоко аргументированная Р. памятника может быть важным материалом его последующей реставрации (См. Реставрация). (Беседа о необходимости реконструкции, например, парка Ораниенбаум. Отказ от реконструкции парка Ораниенбаум.) Историческая реконструкция — довольно молодой вид молод.жного досуга. В России он появился в начале 90-х годов и сразу получил распространение в кругу людей, увлекающихся историей, романтическим духом средневековья и искусством. Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. Историческая реконструкция — это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса. В настоящее время наблюдается два наиболее популярных направления: живая история; турниры (бугурты) — в наполеоновской реконструкции не присутствует. (Выход на сайт http://ru.wikipedia.org/wiki/Историческая_реконструкция) 2. Обсуждение проектов Дома некоторые из вас пробовали записать свои размышления о том, какие изменения нужно было бы внести в проект нынешнего парка, чтобы Екатерина II, если бы смогла вдруг «вернуться» в Ораниенбаум, узнала бы свою дачу. Что у вас получилось? (ребята читают свои работы) Чтобы наши работы были интересны, что на ваш взгляд необходимо в них добавить? (иллюстрации) 3. Работа на компьютере (набор текста и добавление фотографий) Задания, которые выполняли ребята, были следующими 1. Регулярный парк (понятие, родина, барокко, планы, фото парков других стран) 2. Регулярные парки Ораниенбаума (нижний) и Петергофа (описание, план, фото) 3. Парк в стиле рококо (сходство с регулярным и отличие от него, разновидность барокко, планы) 4. Проект «Верн.м Екатерине II е. «драгоценную игрушку» (фото сегодняшнего дня с описанием изменений для виртуальной реконструкции) 5. Проект «Возвращение в прошлое» (фото сегодняшнего дня с описанием изменений для виртуальной реконструкции) 6. Проект «Поедем, красотка, кататься!» (фото сегодняшнего дня с описанием изменений для виртуальной реконструкции) 7. План-схема Ораниенбаумского парка А.Ринальди с указанием мест для вставки фото сегодняшнего дня (план, ссылки, краткое описание, фото) 8. «Сказка нашего сквера» (фото сквера (сквер лягушек, сквер деревянных фигур…) и сказка про него) 9. «Сказка нашего сквера» (рисунок проекта сквера (сквер насекомых, сквер хищников…) или сказка про него) Итог: взяв за основу идею, предложенную одним из учащихся, получился общеклассный продукт – презентация «Интерактивная карта парка Ораниенбаума» Блок 3 Фонтанная система и ее создатели (Фонтаны Петергофа) Цель: дать представление о фонтанах, как сложном синтезе, заключающем в себе технические и эстетические аспекты, а также аллегорические смыслы. Вводное занятие. Очеловеченная природа. Фонтаны. Ведущая идея: Человек, отвоевывая участки у дикой природы, изменяет ее своеобразно своим интересам. Цель: Помочь учащимся осознать уникальность фонтанной системы Петергофа. Содержание: Разные виды природных объектов в городской среде, их функции, законы их создания и существования. 1. Творцы. Беседа. Все начинается с размышления. Что вы знаете об этих людях: Андре Ленотр, Антонио Ринальди, В.Г. Туволков, Пилсудский) (выясняется, кто из ребят, что запомнил с прошлых занятий и с экскурсии, кто из ребят заинтересовался и нашел в других источниках информацию об этих людях) -Эти люди с разной судьбой. Они прожили разную жизнь, но все они творили. 2. Историческая справка. -Немного из истории. *XVII век, крупнейший финансист абсолютистской Франции Н.Фуке перестроил свой загородный замок. Резиденция-парк. Садовник-архитектор Андре Ленотр. Людовик XIV заточил Фуке в тюрьму, а Ленотру поручил строительство своего дворца в Версале. (Презентация современных видов парка Версаля). *Вода – это жизнь! Фонтан – лучший элемент облагораживания среды обитания человека. *1-ый фонтан в Древней Греции. *В Риме фонтаны встречаются повсюду. *П.тр I был потрясен садами и фонтанами Версаля. В России первый фонтан появляется в Летнем саду. Петр отдает приказ о строительстве своей летней резиденции. Сам подключается к поискам источников для питания фонтанов, участвует в проектировании. Сначала он не планировал создавать в Петергофе фонтанный комплекс, хотел сделать это в Стрельне. *Инженер-гидравлик В.Г.Туволков руководил работами по сооружению канала для фонтанов, он не ограничился найденными недалеко от Петергофа источником воды, а одновременно использовал ресурсы Английского пруда, создал дополнительные водохранилища, проложил дополнительные каналы и наполнил водой созданные квадратные пруды. В 1721г при Петре I был пущен канал. Начало фонтанному комплексу в Петергофе было положено. *Инженер Пилсудский руководил работами по разработке 5км канала и 9 водохранилищ. К началу XXвека в фонтанном комплексе было уже задействовано 11 каналов, 14 прудов, 9 шлюзов, 13 водозапорных сооружения. *Сейчас путь воды к фонтанам начинается с Ижорской возвышенности. Потом делится на 3 части. Даже в засушливое лето фонтанный комплекс работает по 9 часов в день бесперебойно! 3. Целеполагание Что бы вам хотелось узнать о фонтанах? (вопросы ребят записываются на доску, группируются) 4. Работа по поиску информации через сеть интернет. 5. Вывод Ни книги, ни компьютер не дают возможности почувствовать всю красоту, силу и мощь фонтанов. Когда фонтаны по-настоящему разбудят наши чувства? (когда мы их увидим, на экскурсии). Рефлексия. Обсуждение проектов «Знаменитые фонтаны Петергофа» Ведущая идея: Человек, отвоевывая участки у дикой природы, изменяет ее своеобразно своим интересам. Цель: Создание собственного проекта по теме. Содержание: Разные по виду фонтаны, их воздействие на человека. Ансамбль. 1. Целеполагание На экскурсии мы с вами были в гротах, опустились под фонтаны, посмотрели «снизу», как они «питаются». Дома вы, выбрав один из фонтанов, попробовали создать информационный лист, на котором кроме изображения фонтана должен быть небольшой текст. Вся ваша работа постарается уместиться на одном листе. Ваша информация должна удовлетворить любопытство гостя нашего города, он в общих чертах должен получить основную информацию об изображенном фонтане. 2. Работа на компьютере (редактирование текста и добавление фотографий) Итог: Презентация «Фонтаны Петергофа» Блок 4. Архитектурные стили в Петергофе (Выдающиеся архитекторы Петергофа) Цель: познакомить с основными архитектурными стилями, повлиявшими на облик Петергофа, а также с творчеством архитекторов, работавших над созданием дворцово- паркового комплекса. Вводное занятие. Архитектура – летопись мира (…она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания) Ведущая идея: Петергоф и Ораниенбаум – наследники и хранители истории. Цель: Архитектура отражает мировоззрение людей. Содержание: Городское пространство как «музейная экспозиция». Диалог культур. Подлинные памятники культурного наследия. Работа строится по презентации: 1. Введение. . Показ 3-х слайдов с изображением архитектурных сооружений древнего мира, средних веков и нового времени. -Что объединяет объекты на слайдах? (это архитектурные объекты) -Что такое «архитектура»? (Архитектура – искусство проектирования и строительства сооружений.) 2. От чего зависит архитектура? Решение проблемных ситуаций. . Слайд с изображением этих трех объектов вместе. -Что общего? Чем они различаются? Когда в древности человек вышел из пещеры, перед ним встала важная задача – построить крышу над головой. Задача – преодолеть силу тяжести. В разное время в разных местах строили по-разному. . Слайд. Здание египетское, российское (деревянное) и греческое. -Что можете сказать? (Египет - материал песок и глина, Россия – дерево, Греция – камень) -Сейчас вы попробуете себя в роли архитекторов. Вы - российские архитекторы, вместо дерева у вас карандаши. Ваша задача – построить перекрытие, дверной проем. Как это сделать? (решения детей) -Теперь вы греческие архитекторы. У вас из материала только камни. Как построить дверной проем? А крышу? (решения детей) (Как можно больше подпорок – колонн. Колонны снаружи и внутри. Стены не важны, в Греции теплый климат.) –Теперь вы египетские архитекторы, из глины и песка вами сделаны кирпичи, роль кирпичей будут играть кубики, они есть у вас на партах. Пробуйте. (варианты детей) Вывод: Архитектура зависит 1) От места (какой взять материал) . Слайды культовых сооружений из разного материала. Вопрос «Что объединяет эти архитектурные сооружения?» Архитектура зависит 1) От места (какой взять материал) 2) От функций (для чего) . Слайды сооружений Древнего мира. -Что можно сказать о людях, создавших их? («Польза. Прочность. Красота») . Слайды сооружений Средних веков (готика, романский стиль) -Что можно сказать о людях, об их стремлениях? (Стремление к Богу) . Слайды сооружений Нового времени (барокко) -Что можно сказать о людях, создавших их? («Причудливый, странный», эмоциональный, гигантские размеры, напряженность) . Слайды сооружений Нового времени 16век, в России 18 век (классицизм) -Что можно сказать о людях, создавших их? (рационально, стройность и логичность самого мироздания, правила и каноны из античного искусства) Архитектура зависит 1) От места (какой взять материал) 2) От функций (для чего) 3) От времени (от представлений человека о мире, в котором он живет) 3. Игра «определи эпоху». . Слайды 4. Определение цели следующего занятия. Где мы можем ближе познакомиться с архитектурными стилями барокко и классицизма сразу? (в музее) Рефлексия Архитектура Оранинбаума: проект интерактивного справочника Ведущая идея: Петергоф и Ораниенбаум – наследники и хранители истории. Цель: Архитектура отражает мировоззрение людей. Содержание: Городское пространство как «музейная экспозиция». Диалог культур. Подлинные памятники культурного наследия. Стилизация. 1. Проверка домашнего задания. Пространство вокруг нас наполнено смыслами разных культур. Дома вы совершили реальное или виртуальное путешествие, сфотографировали или нашли в интернете изображение объекта. Давайте посмотрим на них и определим назначение объекта, архитектурный стиль. 2. Работа с терминами. Работа на компьютере. Составление иллюстрированного словаря. Грамотная речь человека, называющего архитектурные элементы, предполагает использование архитектурных терминов. Найдите определения и иллюстрации к следующим терминам (колонна, пилястра, база, капитель, фриз, карниз, фронтон, портик, портал) 3. Игра «Назови архитектурные элементы» Слайды архитектурных объектов Ораниенбаума. Тема «Исторические персонажи» Блок 5. Петергоф как модель империи (Стрельна) Цель: показать, как рождается план петровских преобразований и каким образом он реализуется в пригородных резиденциях. Вводное занятие. Петергоф – как модель империи. Ведущая идея: Петергоф и Ораниенбаум – наследники и хранители истории. Цель: Архитектурные стили отражают мировоззрение людей. Содержание: Регулярный стиль. П.тр – человек Эпохи Просвещения. Изменяя культуру, попытка поменять мировоззрение русских людей. Работа по презентации: 1. Проблемная ситуация. . Слайд со словами «Отдайте вс.…». Что вы об этом думаете? (это прямая речь, наверное, слова Петра I) Некоторые неполные сведения о Петре I (распечатанные на листе) и выход на проблему. 2. Повторение стилей. . Слайд. Вспомним о стилях, воплощая которые в литературных произведениях, предметах, архитектурных сооружениях, авторы передавали мироощущение общества, стремления человека… . Слайд. Ренессанс. Италия XV-XVI в и Россия XVIII-XIX в. Просвещение в Европе XVIII в. 3. П.тр I – человек Эпохи Просвещения. Где здесь место Петра I? (В России Эпоха Возрождения еще не наступила, в Европе начинается Эпоха Просвещения, Петр – человек Эпохи Просвещения, он опережает время) . Каким царь Петр хотел видеть свое государство? (европеизация: регулярность, интерьеры, одежда. Поведение, язык аллегории) (Петр хотел, изменив культуру, поменять взгляды русских людей на мир) -Можно ли за одну человеческую жизнь перестроить всю страну? А построить дачу? (Петр хотел успеть при жизни построить Петергоф – как модель будущей империи) 4. Домашнее задание. . «Отдайте вс.…», но кто достоин подхватить империю из его рук, кто способен довести его мысли до завершения, согласно его надеждам? Это и будет вашим домашним заданием. Кому Петр I мог бы оставить империю: дочерям, жене, племянницам, другу… Рефлексия. Дискуссия «Кому по силам наследовать дело Петра»? Ведущая идея: В царствование Петра I были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Цель: Способствовать формированию мировоззренческой позиции, основываясь на изучении личности Петра – человека, опережающего свою эпоху. Содержание: Претенденты на наследование империи. 1. Дискуссия. «Отдайте вс.…», но кто достоин подхватить империю из его рук, кто способен довести его мысли до завершения, согласно его надеждам? Кому Петр I мог бы оставить империю: дочерям, жене, племянницам, другу… На доску выписываются имена претендентов, ребята высказывают свои мысли. Вывод: не было рядом человека (кроме дочери Анны) способного продолжить его деяния так, как задумано, возможно, поэтому Петр и не назвал имя преемника. 2. Работа на компьютере. Измените (сократите, перестройте) готовый текст так, чтобы в н.м содержался ответ на вопрос «Мог ли имя этого человека назвать Петр I как своего преемника и почему». (см. Дополнительный материал). 3. Домашнее задание. Выбрать одно из нововведений Петра I и сформулировать его значение для России. Дополнительный материал к дискуссии «Кому по силам наследовать дело Петра»? 1 текст. В 1725 году Петр I заболел, простудившись при спуске корабля. Понимая, что дни его сочтены, он приказал подать бумагу, чтобы написать последнее распоряжение, и успел написать только два слова: "Отдайте все... ", но дальше писать не смог. Царь умер, не оставив завещание о своем наследнике. Алексей — царевич, старший сын Петра Великого от брака его с Евдокией Федоровной Лопухиной. …Разрыв между отцом и матерью повлиял на симпатии ребенка. Находясь под влиянием матери, царевич не мог полюбить отца и постепенно проникался нелюбовью и отвращением к нему, тем более, что в лице Евдокии и вместе с нею оскорбляемо было все старое московско-русское: обычаи, нравы и церковь. …Алексей сошелся и сблизился с целым кругом лиц, большинство их были представителями духовенства, — сословия, наиболее недовольного нововведениями царя. …"Я взял тебя в поход, — говорил Петр сыну после взятия Нарвы, — чтобы показать тебе, что не боюсь ни труда, ни опасностей. Я сегодня или завтра могу умереть, но знай, что мало радости получишь, если не будешь следовать моему примеру... Если советы мои разнесет ветер, и ты не захочешь делать того, что я желаю, то я не признаю тебя своим сыном: я буду молить Бога, чтобы Он наказал тебя в этой и будущей жизни". …После долгих хлопот, угрозами и обещаниями Петру удалось вызвать сына в Россию (янв. 1718). А. П. отрекся от своих прав на престол в пользу брата, царевича Петра (сына Екатерины I), выдал ряд единомышленников и ждал, когда ему, наконец, будет позволено удалиться в частную жизнь. Между тем, Евфросиния, посаженная в крепость, выдала все, что утаил в своих признаниях А. П., — мечты о воцарении, когда умрет отец, угрозы мачехе (Екатерине), надежды на бунт и насильственную смерть отца. После таких показаний, подтвержденных и царевичем, он был взят под стражу и подвергнут пытке. Петр созвал особый суд над сыном из генералитета, сената и синода. Царевича неоднократно пытали — били кнутом на дыбе. 24/VI 1718 был вынесен смертный приговор. Я думаю, что _______________________________ 2 текст. … Думая о наследовании престола, Петр потребовал аспидную доску и написал на ней: "Отдайте все"... Далее рука не повиновалась. Умирающий Император велел позвать Анну Петровну и хотел диктовать ей; но когда она приблизилась к постели, Петр уже не мог говорить. Никто не сомневался, что последние, написанные Петром слова относились к старшей любимой дочери, во в силу брачного контракта ее не могли считать наследницей престола. Анна — цесаревна, герцогиня голштинская, вторая и любимая дочь Петра І и Eкатерины Алексеевны, род. 1708 г. в Москве, скончалась 1728 г. …По свидетельству современников, Анна Петровна очень походила лицом на отца, была умна и красива; очень образованная, говорила прекрасно по-французски, по-немецки, по-итальянски и по- шведски. Известно также, что Анна Петровна очень любила детей и отличалась привязанностью к своему племяннику Петру (сыну несчастного царевича Алексея Петровича), остававшемуся в тени в царствование Екатерины I. …Герцог с Анной Петровной оставили Петербург 25 июля 1727 г. и уехали в Гольштинию. Здесь Анна Петровна, едва достигнув двадцатилетнего возраста, родила сына Карла-Петра-Ульриха (впоследствии император Петр III). Перед кончиною Анна Петровна выразила желание быть похороненной в России близ могилы ее отца в Петропавловском соборе, что и было исполнено 12 ноября того же года. Я думаю, что _______________________________ 3 текст. В 1725 году Петр I заболел, простудившись при спуске корабля. Понимая, что дни его сочтены, он приказал подать бумагу, чтобы написать последнее распоряжение, и успел написать только два слова: "Отдайте все... ", но дальше писать не смог. Царь умер, не оставив завещание о своем наследнике. Елизавета – дочь Петра I …Воспитание Елизаветы нельзя назвать особенно удачным. Елизавета рано обучилась грамоте, учила французский язык, основы истории, географии. К 16 годам она уже знала французский, как свой родной, а также говорила по-немецки и по-итальянски, понимала шведский и финский языки. Во всем остальном обучение Елизаветы было мало обременительным, систематического образования она так никогда и не получила. Уже будучи императрицей, она очень удивилась, узнав, что "Великобритания есть остров". Время ее было заполнено верховой ездой, охотой, греблей и уходом за своей красотой. …С восшествием на престол властной и подозрительной Анны Иоанновны Елизавета лишилась положения при дворе. Она безвыездно жила в Александровской слободе и была очень далека от политической жизни. Елизавета проводила время в бесконечных балах, постоянно нуждаясь в деньгах. …Новая правительница России Анна Леопольдовна была гораздо мягче с Елизаветой. И эта мягкость сыграла с ней злую шутку! Именно в это время Елизавета созрела для дворцового переворота переворота. …Чтобы упрочить престол, она вызвала в Петербург своего племянника Карла-Петра-Ульриха, сына Анны Петровны и герцога Голштинского. 7 ноября 1742 года он был провозглашен наследником престола. Я думаю, что _______________________________ 4 текст. В 1725 году Петр I заболел, простудившись при спуске корабля. Понимая, что дни его сочтены, он приказал подать бумагу, чтобы написать последнее распоряжение, и успел написать только два слова: "Отдайте все... ", но дальше писать не смог. Царь умер, не оставив завещание о своем наследнике. Племянницы, дочери старшего брата Ивана Анна Иоанновна …Теперь перейдем к вопросу о том, кто из трех сестер имел больше прав на престол - Екатерина Мекленбургская, Анна Курляндская или Прасковья Иоанновна. …Царевна Прасковья жила в Москве, была не цветущего здоровья, ибо вскоре умерла молодой (как и остальные сестры Анны, вероятно, унаследовавшие от Ивана V некую болезненную слабость). …Вторая дочь царя Ивана V (брата и соправителя царя Петра I) Была выдана замуж в 1710 за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма; овдовев через 4 месяца после свадьбы, осталась в Курляндии. После смерти Петра II была приглашена в 1730 на российский престол Верховным тайным советом как монарх с ограниченными полномочиями, но забрала всю власть, разогнав Верховный совет. …Анна Леопольдовна – внучка Ивана, брата Петра 1. Анна Леопольдовна – дочь Екатерины Иоанновны, старшей сестры Анны Иоанновны. Я думаю, что _______________________________ 5 текст. В 1725 году Петр I заболел, простудившись при спуске корабля. Понимая, что дни его сочтены, он приказал подать бумагу, чтобы написать последнее распоряжение, и успел написать только два слова: "Отдайте все... ", но дальше писать не смог. Царь умер, не оставив завещание о своем наследнике. Жена Петра, императрица Екатерина. …Через пол года после коронования Екатерины арестовали ее камергера Виллима Монса, который заведовал и вотчинной канцелярией императрицы. А 16 ноября ему уже отрубили голову. Суд обвинил его в злоупотреблении доверием императрицы: за взятки он добивался у нее милостей для просителей, причастен был и к хищениям государственного добра. Но молва говорила об ином: о любовной связи между красавцем камергером и Екатериной. Монс под пытками ничего не сказал об этом. Имя императрицы осталось незапятнанным. Но царю было достаточно и подозрения. Отношения между супругами изменились, исчезли прежняя близость и теплота. Петр так и не решил, кому оставить Россию. …Когда окончился траур по мужу, Екатерина устроила себе нескончаемый праздник. Балы, маскарады, поездки по Неве с пальбой из пушек, смотры полков, торжества по случаю вручения наград, спуск на воду галер, снова балы… Всюду присутствовала императрица. Развлечения длились порой до утра. День и ночь для Екатерины поменялись местами. …Оказалось, что государственными делами ей заниматься совсем не интересно. Как писал об этой государыне историк С.М. Соловьев, «знаменитая Левонская пленница принадлежала к числу тех людей, которые кажутся способными к правлению, пока не принимают правления. При Петре она светила не собственным светом, но заимствованным от великого человека, которого она была спутницей… Но у нее не было ни должного внимания к делам, особенно внутренним, и их подробностям, ни способности почина и направления». Я думаю, что _______________________________ 6 текст В 1725 году Петр I заболел, простудившись при спуске корабля. Понимая, что дни его сочтены, он приказал подать бумагу, чтобы написать последнее распоряжение, и успел написать только два слова: "Отдайте все... ", но дальше писать не смог. Царь умер, не оставив завещание о своем наследнике. Меншиков …Со смертью Лефорта Меншиков стал первым помощником Петра, оставаясь его любимцем многие годы. Надел.нный от природы острым умом, прекрасной памятью и большой энергией, Александр Данилович никогда не ссылался на невозможность исполнить поручение и делал вс. с рвением, помнил все приказания, умел хранить тайны, как никто другой мог смягчать вспыльчивый характер царя. …Несмотря на щедрые награды и почести, получаемые от царя, Александр Данилович отличался непомерным корыстолюбием, неоднократно уличался в присвоении каз.нных средств и лишь благодаря снисходительности Петра отделывался выплатой крупных штрафов. …Любимец царя Александр Меньшиков, светлейший князь, подозреваемый в присвоении государственного имущества и казенных земель, находился под следствием… Я думаю, что _______________________________