Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №430 Петродворцового района
Санкт-Петербурга

Программа развития школы

 

Программа развития ГОУ школа №430 на 2007-2012 годы с коррективами, внесенными в соответствии с целями и задачами национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

«Школа социального оптимизма»
на 2007-2012 годы

Утверждена педагогическим советом школы
Протокол № ___12__ от ___30__ августа 2010г
Директор школы                                     Е.В.Горбунова

 Полное наименование программы

Программа инновационного развития школы № 430 «Школа социального оптимизма»

Заказчик программы
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 430
Обоснование необходимости разработки программы
Программа развития школы № 430 является организационной основой реализации комплекса взаимосвязанных мер по целенаправленному изменению педагогической системы школы в течение определенного периода времени. Программа рассматривается как необходимый управленческий инструмент для качественного изменения, перевода образовательного учреждения в качественно новое состояние, адекватное актуальным запросам семьи, развивающейся личности, потребностям современного общества и рынка труда, соответствующее возможностям и уровню развития отечественной системы образования.
Главная цель программы
Определение приоритетов и направлений развития образовательного учреждения, создание необходимых условий для качественного изменения образовательной системы школы,  проектирование механизмов и ожидаемых результатов, критериев их достижения в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».
Нормативные основания для разработки программы
Законодательной базой для разработки Программы развития школы послужили:

  • Конституция РФ
  • Конвенция о правах ребенка
  • Закон РФ "Об образовании"
  • Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"
  • Национальная доктрина образования в РФ
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
  • Приоритетные направления развития образовательной системы РФ и комплекс мер по их реализации
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы
  • Приоритетный национальный проект "Образование"
  • Концепция развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 годы"
  • Программа развития системы образования Петродворцового района на 2006-2010 годы
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Сроки реализации программы
2007-2012гг

Руководители программы
Горбунова Е.В., директор школы № 430,
Е.Н.Коробкова, научный консультант,
кандидат педагогических наук.


Структура программы развития

  • Паспорт программы
  • Информационная справка о школе № 430
  • Анализ состояния и тенденций внешней среды ОУ: Проблемное поле современной системы образования
  • Приоритетные направления развития школы и принципы образовательной деятельности
  • Процесс работы педагогического коллектива школы над программой развития
  • Анализ достижений школы и актуальных проблем
  • Обоснование необходимости перехода к Школе социального оптимизма. Цели, задачи, ценности, миссия школы на предстоящий период.
  • Задачи программы развития Школы социального оптимизма
  • Этапы реализации Программы.
  • Прогнозируемый результат. Критерии эффективности реализации программы и его диагностическое сопровождение.
  • Организационно – управленческое обеспечение механизма реализации программы. Мероприятия. Подпрограммы.

 


Информационная справка о школе № 430

Учебно-материальная база:
2 компьютерных класса
Кабинеты химии, физики, обслуживающего труда, биологии оборудованы с учетом современных требований.
В школе 2 спортивных зала, столовая на 150 посадочных мест, информационно-библиотечный центр, медицинский кабинет, спальные комнаты для ГПД, 11 интерактивных досок, 2 цифровые лаборатории (физика, биология).

Кадровый состав на 2010-2011 учебный год
Из 59 педагогов имеют звание:
“Заслуженный учитель Российской Федерации” – 3 человека;
“Отличник народного образования” – 7 человек;
Почетный работник общего образования – 11 человек.
Высшая квалификационная категория – 23 человека;
Первая квалификационная категория – 29 человек.
По стажу:
0 – 2 лет – 3 человека;
5 – 10 лет – 5 человек;
10 – 20 лет. – 10 человек;
более 20 лет – 41 человек.

Из анализа полученных данных видно, что коллектив стабилен, имеет высокий потенциал, наблюдается старение учительских кадров.


Социальный состав семей обучающихся
Всего учащихся – 770
Количество полных семей – 566
Количество неполных семей – 173
Дети матерей-одиночек – 31
Количество учащихся из неблагополучных семей – 4
Количество учащихся из многодетных семей – 32
Количество детей, находящихся под опекой – 16

Достижения школы

  • Спортивные достижения (руководитель Пфау Г.Ф. и Токарева Н.П.)
  • Музыкальное творчество (руководитель Платонычева Е.А.)
  • Социально-культурная деятельность (руководитель Логунова М.П.)

 

Анализ состояния и тенденций внешней среды ОУ: проблемное поле современной системы образования

Формирование новых общественно-политических и социально-экономических отношений в России, протекающие в обществе процессы его гуманизации и демократизации нашли свое отражение и в системе образования. Однако состояние реформирующегося российского общества сегодня по-прежнему можно охарактеризовать как переходное, нестабильное. Воспитание как социально обусловленный процесс отражает все трудности социально-экономической ситуации в стране и тенденции развития мировой системы образования. Сказывается действие трех глобальных тенденций.
         Во-первых, это мировая тенденция усиления динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества с префигуративной культурой.
Префигуративная культура, становление которой происходит сейчас, предполагает взаимообучение и взаимовлияние поколений, и даже обучение старших у младших, что требует организации в практике новых моделей образования, построенных на сотрудничестве взрослых и детей. Перед образованием встает задача: готовить людей к жизни в условиях неопределенности, постоянной изменчивости социальной жизни.
         Во-вторых, идет преодоление тоталитаризма на социально-политическом, мировоззренческом и педагогическом уровнях, переосмысление идей и практики коммунистического воспитания, осознание значимости национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как содержательного и деятельностного контекста развития личности.
         В-третьих, в теории и практике педагогики происходит акцентирование значимости индивидуально-личностного подхода в воспитании личности. Очевидной становится трансформация традиционной цели воспитания всесторонней гармонической личности в формирование способности личности к жизненному самоопределению, запуск механизмов самоорганизации, саморазвития и самосовершенствования, создание условий для самоактуализации личности, расширения возможностей для творческой интеграции ее в общество и культуру сегодняшнего и завтрашнего дня, для личного счастья и социальной полезности, самореализации своих сил и способностей в соответствии с нуждами общества.
К основным характеристикам социума, оказывающим влияние на процесс образования, можно отнести:
- продолжающаяся дифференциация общества, которая приводит к снижению жизненного уровня значительной части населения, социальному расслоению и появлению новых субкультур.
- дальнейшая дезорганизация жизни семей, как экономически неблагополучных, так и благополучных;
- рост числа детей с отклонениями в здоровье (физическими и психическими), а также социальными аномалиями, отклонениями в поведении как следствие ухудшения жизненных условий и социального сиротства;
- усиление негативного информационного потока через средства массовой информации, неконтролируемого и противоречивого по своему педагогическому воздействию;
- возрастание роли этнического фактора;
- возрастающая роль религии в духовно-нравственном развитии человека, поражающая иногда межрелигиозные разногласия в обществе;
- исчезновение в массовой практике молодежных и детских общественных объединений, что приводит к отсутствию в воспитательной системе образовательных учреждений значимого фактора социализации;
Все это ведет к размыванию традиционных нравственных ценностей, к внедрению в массовое сознание псевдо - и антиценностей, что имеет решающее воздействие на результаты образования как всеобщего социального явления.
Среди трудностей самой системы образования в осуществлении ее воспитательных функций можно отметить:
- недостаточность материально-технической базы учреждений, их финансирования;
- экономические проблемы большинства членов педагогического коллектива, в сочетании с нервно-психическими и интеллектуальными нагрузками, связанными со спецификой педагогического труда; 
- недостаточная научно–методическая обеспеченность процессов воспитания при достаточно больших объемах выпускаемой педагогической литературы в целом;
- недостаточная координация усилий общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, а также других структур, занимающихся проблемами воспитания детей и молодежи;
- резкое сокращение инфраструктуры детского досуга за счет высокой платы за посещение театров, музеев, культурных центров и спортивных сооружений;
- отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи;
-несовершенство системы высшего педагогического образования и повышения квалификации педагогов в плане  формирования у учителей ключевых педагогических компетенций, и как следствие, их несостоятельность в вопросах индивидуально–личностного и коллективно-группового подходов в воспитании ребенка;
- ослабление взаимодействия школы, семьи и общества в вопросах воспитания детей, отсутствие системы партнерских отношений между различными субъектами воспитательного процесса.
Современная образовательная ситуация в России разворачивается в условиях реализации стратегии модернизации образования. Сформулированы ее цели и задачи, положено начало преобразовательным процессам. С каждым годом растет число образовательных учреждений, осуществляющих активную инновационную деятельность. Широкое распространение в образовании получили процессы дифференциации и индивидуализации образования, обусловленные образовательным и социальным заказом регионов. Однако алгоритм реализации стратегии, вопросы тактики адресно относятся к образовательному учреждению. Образовательная политика в г. Санкт-Петербурге строится на основе принципов и идей развития образования в России и с учетом специфики социально-экономического и культурного развития города.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. При этом в содержании образования должны занять важное место средства коммуникации: информационные (компьютерные технологии), русский и иностранные языки, межкультурное взаимопонимание.
Исходные методологические позиции концепции развития школы строятся на единстве основных современных научных подходов в  педагогике и психологии: системного подхода, личностного подхода, ориентационного подхода и диагностического подхода.

 

 Процесс работы педагогического коллектива школы над программой развития

         Данная программа развития была разработана при активном участии всех педагогов, администрации, детских общественных организаций  средней и старшей ступеней школы, родительской общественности и социальных партнеров школы.
Процесс работы над созданием Программы развития школы складывался из нескольких этапов (алгоритм технологии разработки программы):

  • Определение основных жизненных и профессиональных ценностей членов педагогического коллектива, учащихся и родителей, согласование ценностей, формулирование конвенциальных ценностей.
  • Мотивация членов педагогического коллектива на участие в создании проекта программы развития. Выявление имеющихся актуальных проблем и определение целей развития школы на предстоящий период, формулирование миссии школы, задач, определение содержания моделей личности выпускника, личности педагога, образовательного процесса, определение стратегии и направлений развития школы на определенный период.
  • Создание временного творческого коллектива. Подбор необходимых аналитических и содержательных материалов. Социально-педагогическая диагностика проблем школы, обсуждение возможностей их разрешения в ходе деловой игры с участием всего педагогического коллектива.
  • Написание проекта Программы развития школы на 2007-2012гг.
  • Обсуждение проекта Программы развития в различных структурных подразделениях школы, на родительских собраниях, в органах детского  самоуправления и детских общественных организациях, на совещаниях с социальными партнерами школы, представление программы на сайте школы в Интернете для широкого обсуждения.
  • Доработка текста Программы с учетом высказанных замечаний и предложений.
  • Утверждение Программы развития на Педагогическом Совете.
  • Публикация текста Программы (на сайте школы для учащихся и их родителей, социальных партнеров), печатный вариант для каждого члена педагогического коллектива.

 

Анализ факторов, определяющих планирование дальнейшего развития школы

В ходе проблемно-ориентированного коллективного анализа педагогов в форме деловой игры были выделены 4 группы факторов, влияющих на актуальное состояние школы и определяющих его дальнейшее развитие.

  • Позитивные факторы внешнего порядка (задаваемые извне школы):

 -профилизация школы;
- национальный проект «Образование»;
- многообразие и вариативность компонентов образовательных систем;
- развитие социального партнерства в системе образования;
- расширение рынка труда для выпускников и учащихся школ;
- возможности привлечения спонсорских средств для развития образования.

  • Негативные факторы внешнего порядка (угрозы школе извне):

- недостаточное финансирование;
- изменение демографической ситуации;
- несогласованность федеральных законов;
- незаинтересованность семьи в решении проблем школы и собственных детей;
- кризис нравственных ценностей в обществе;
- распространенность в обществе негативных явлений (наркомания, алкоголизм, курение);
- «черный пиар» современной школы в СМИ.

      • Позитивные внутренние факторы (преимущества и сильные стороны самой школы):

- обновляющаяся система традиций школы;
- творческий потенциал педагогического коллектива;
- доброжелательный психологический микроклимат и энтузиазм в коллективе;
- наличие сложившегося ядра коллектива единомышленников;
- система профориентационной работы;
- начало внедрения информационных технологий;
- организация методической работы;
- внеклассная и внеурочная работа по предметам;

      • Негативные внутренние факторы (слабые стороны школы и проблемы):

- слабая материально-техническая база;
- недостаточный уровень владения педагогами современными технологиями обучения и воспитания, экспериментальной и исследовательской деятельности;
- слабый контакт с семьями учащихся и низкий уровень педагогической культуры родителей;
- недостаточность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
- недостаточно эффективная система управления;
- проблема качества знаний и формирования ключевых компетенций учащихся;
- пассивная позиция части учителей в вопросах развития школы;
- недостаточное развитие системы социального партнерства;
- отсутствие в старшей школе эффективной общественной организации учащихся;
- проблема сохранения и укрепления здоровья детей;
- недостаточное  правовое обеспечение взаимодействия участников образовательного процесса;

  • несформированность гражданской позиции у ряда учащихся и выпускников школы.

 


Ценности, цели, миссия школы, педагогическое кредо

На основе выявленных и согласованных в коллективе ценностей были определены:
Цель
Проектирование инновационной системы организации образовательного процесса в открытом образовательном пространстве, обеспечивающей социокультурную адаптацию школьников.

 

Миссия школы

  • Стать образовательным центром в микрорайоне, выбирая направления и профили работы, интересующие население;
  • Оказать содействие в становлении культурно-нравственной ориентации учащихся, способности принимать выработанные культурной традицией окружающего социума идеалы, творчески осмысливать и преобразовывать их, исходя из реалий современного мира, и включать в собственную жизнь.
  • Обеспечить
  • получение качественного основного и общего среднего образования каждым учеником в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • утверждение социального оптимизма, который проявляется через:
  • социальную инициативу;
  • готовность к конструктивному изменению окружающей среды
  • устойчивую гражданскую позицию;
  • умение быстро адаптироваться в быстро меняющемся мире.

 


Кредо школы

  • В каждом ребенке - солнце, только дайте ему светить.
  • Можно и нужно учить всех без исключения.

 

Основные направления развития школы

  • Создание многофункциональной образовательной среды, обеспечивающей получение основного и общего среднего образования каждым учеником с учетом его индивидуальных особенностей.
  • в части содержания:
  • базовое, предпрофильное, профильное, дополнительное в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.
  • в части используемых форм:
  • обучения: очное, надомное, семейное.
  • в части технологии:
    • классно-урочные,
    • здоровьесберегающие,
    • информационные,
    • исследовательские,
    • проектные и т.д.
  • Построение службы сопровождения и коррекции. Развитие системы поддержки талантливых детей.
  • «Создание школьного пространства, которое позволит эффективно организовать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми» (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Использование потенциала города для приобщения детей и подростков к опыту созидательной разносторонней деятельности, индивидуального творческого развития.
  • Освоение механизмов работы с родителями, обеспечивающих их вовлеченность и ответственность за результаты образования ребенка.
  • Разработка и внедрение школьных локальных актов, обеспечивающих правовую основу взаимоотношений всех участников образовательного процесса (охрана труда, здоровье учителя).
  • Создание условий для роста квалификации педагогического и управленческого персонала.
  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

 

Модель выпускника школы

Выпускник– это личность, ориентированная на успех и максимально адаптированная к современным социальным условиям:

  • на общечеловеческие ценности;
  • ответственен за свои поступки и дела;
  • самостоятелен в выборе решений;
  • психологически раскрепощен;
  • творческий, способный к креативному мышлению;
  • интеллектуально развитый;
  • общественно активный;
  • готовый к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

 


Этапы осуществления Программы
1 этап - организационно-педагогический – 2007-2008гг.
Диагностика состояния образовательной системы школы, инновационного потенциала педагогического коллектива, образовательных запросов населения.
Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в области высоких технологий; развития и укрепления необходимой учебно-материальной базы.
Отбор и анализ существующего информационного   обеспечения образовательного процесса, разработка пакета необходимых профильных и элективных курсов.

2 этап - экспериментально-внедренческий – 2008-2011гг.
Поэтапный запуск всех составных частей программы (проектов), корректировка программы.
Апробация и экспертная оценка существующего и создаваемого  методического и информационного обеспечения образовательного процесса, профильных и элективных курсов.
Изучение опыта классных руководителей по учету достижений учащихся и оперативному информированию родителей.
Разработка и апробация проектов по расширению круга социальных партнеров школы, формированию пакета  социальных программ и поиску новых форм информирования общественности  о достижениях и проблемах.

3 этап – аналитико-результативный - 2011-2012гг.
Подведение итогов программы, анализ результатов мониторинга программы, диагностика достижений по заданным критериям.
Определение причин рассогласования поставленных задач, планируемых результатов и реальных достижений школы.
Разработка новой программы развития школы на следующий период.


Ожидаемые конечные результаты, показатели эффективности реализации программы

Развитие качества образования в школе, выраженное:

  • в росте позитивной динамики образовательных результатов учащихся;
  • расширении поля образовательных возможностей для детей;
  • в позитивном изменении образовательного потенциала (включая рост кадрового потенциала и информатизацию);
  • удовлетворенности качеством образования со стороны родителей, работодателей, социума;
  • развитии социо-культурных и образовательных связей;
  • модернизации системы управления образованием школы.

 

Данные на основе, которых будет производиться оценка в достижении поставленных целей

  • медицинские данные, показатели здоровья учащихся;
  • учет семей и детей, требующих повышенного внимания;
  • данные школьной успеваемости, результаты ЕГЭ;
  • участие детей в школьных, городских, региональных и всероссийских  олимпиадах, в конкурсах, проектах, мероприятиях и так далее;
  • количество детей, занятых в факультативах и кружках;
  • итоги поступления в учреждения специального (среднего и высшего) образования.

Собранные данные будут анализироваться на заседаниях педагогического совета, в работе творческих групп и представляться в виде таблиц, схем, диаграмм для дальнейшей корректировки деятельности по данной программе.


Логика построения программы

Программа построена на основании логики проблемно-целевого подхода. В ходе аналитической работы, проведенной в 2007 году, выделены основания для проектирования программы развития. В качестве таких выступают:

  • Взаимосвязь с логикой проектирования программ развития региона, выделенными приоритетами  Национальной доктрины в области образования.
  • Опора на позитивные тенденции в развитии системы, ее сильные стороны, поддержка инициатив педагогического сообщества.
  • Ориентация на общественный запрос на предоставление качественных образовательных услуг, развитие поля выбора образовательных возможностей.
  • Ориентация на потенциал социальной поддержки учреждений образования, развитие сетевых социальных технологий.
  • Введение системы конкретных показателей и индикаторов развития (включая экономические).
  • Выявление проблем развития и разработка планов их исправления.
  • Обеспечение пошаговой  программы действий, реалистичность и конкретность проектов и программ.

 

Организационно – управленческое обеспечение механизма реализации программы. Мероприятия. Проекты

Организационно – управленческое обеспечение механизма реализации программы является работа над проектами.
Структура проектов:

  • Целевое назначение
  • Механизмы реализации проекта
  • Участники проекта
  • Планируемые результаты
  • Ресурсное обеспечение.

 

Перечень проектов, обеспечивающих достижение целей программы:

  • Качество образования.
    • Филология.
    • Математика.
    • Естественные науки.
    • Профильная школа.
    • Летняя школа.
  • Информатизация.
  • Служба сопровождения.
  • Здоровье и физическая культура.
  • Семья и школа.
  • Профи.
  • Воспитательное пространство.
      • Гражданское становление личности через модель школьного самоуправления.
      • Освоение социокультурного наследия Санкт-Петербурга и становление культурной компетентности школьников.
    • Самоуправление.
    • Музей истории семьи и школы. Виртуальный школьный музей «Петербуржцы-ленинградцы».
    • Детские творческие объединения.
    • Школьные средства информации.
  • Законы школы.

Проект «Качество образования»

Целевое назначение

Создание образовательной среды для получения каждым учеником основного, общего среднего образования на уровне, обеспечивающем ему успешность во взрослой жизни, через оптимизацию
содержания,
используемых форм обучения,
методов, технологий.

  • Механизмы реализации проекта
  • мониторинга качества
  • создание системы интенсивного изучения отдельных предметов, обеспечивающих формирование основных компетенций учащихся:
      • информатика
      • английский язык
      • математика
      • русский язык
    • система олимпиад, творческих отчетов
    • применение программ элективных курсов предпрофильной и профильной подготовки
    • создание в школе системы мер помощи учащимся для углубленного изучения и ликвидации пробелов по предметам:
      • консультации педагогов-предметников;
      • летняя школа – ликвидация пробелов.
    • Выбор УМК, обеспечивающих эффективное освоение школьных предметов, возможность выбора индивидуальной траектории обучения для надомного обучения.
    • Освоение всеми педагогами интерактивных технологий.
    • Стимулирование качества обученности и участия в инновационных проектах.
    • Использование социокультурного потенциала города в образовательном пространстве через развитие образовательно-социальных практик.
    • Индивидуальные отчеты по участию в проектах.

 

  • Участники проекта:
  • Заместители директора по УВР;
  • Руководители МО;
  • Методический совет;
  • Педагогический коллектив.

Планируемые результаты

  • рост качественных показателей по материалам государственной аттестации, достижения учащихся;
  • рост личностных достижений детей (олимпиады, конкурсы и т.д.);
  • удовлетворенность результатами родителями;
  • рост квалификации педагогического коллектива;
  • гарантия сопровождения учащихся нуждающихся в специальной поддержке;
  • разработка модели ежегодного “Открытого отчета” школы по качеству образования.

 

    • Ресурсное обеспечение
  • Методический ресурс: МО, руководители направлений.
  • Организационный ресурс: администрация школы.
  • Воспитательная служба.
  • Оснащение кабинетов:
    • английского языка
    • русского языка
    • математики
    • информатики
    • начальной школы

 

Проект «Профильная школа»

Целевое назначение проекта
Проект выступает составной частью программы обновления качества образования, реализуется в логике программы модернизации российского образования.
Цель проекта: обеспечение перехода школы на ступени 10-11 классов на профильную модель образования.
При этом профильная модель образования предназначена для создания более благоприятных условий для старшеклассников за счет ориентации образовательных программ на требования вузов (и других образовательных учреждений) в соответствии с профессионально – образовательными предпочтениями учащихся.
Реализация проекта предполагает сочетание профильной модели с моделью работы по индивидуальным маршрутам с опорой на возможности дистанционной поддержки образования.

Механизмы реализации проекта
Проект реализуется за счет:

  • разработки новых образовательных программ и учебных планов для старшего звена образования школы;
  • согласования программ и планов с учетом интересов жителей города, требований работодателей;
  • повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для реализации новых учебных планов и программ;
  • обеспечение методической и экспертной поддержки проекта со стороны вузов – партнеров;
  • частичное переоборудование образовательных учреждений в соответствии с требованиями модуля;
  • решение проблемы доступности качественного профильного образования для всех желающих и способных обучаться в профильных классах;
  • организация экспертиза качества проекта.

Участники проекта
В проекте принимают участие педагоги школы.
Методическая служба школы.

Планируемые результаты
В результате реализации проекта на модульную систему преподавания (в различных ее вариантах перейдут) учащиеся 9-11 классов, что позволит им качественно улучшить свое образование.

Ресурсное обеспечение
Проект требует обновления методических и технологических ресурсов (закупка новых учебников и учебных пособий, приобретение ЦЛ, ЦОР).
Кадровые ресурсы:
- привлечения потенциала вузовских преподавателей и экспертизы;
- повышение квалификации педагогических кадров.
Проект требует дополнительного финансирования в части:
- обеспечения повышения квалификации педагогов;
- частичного технического и методического переоснащения образовательного учреждения;
-доступности дополнительного образования для всех категорий учащихся.


Проект «Информатизация школы»

Целевое назначение проекта
  • Оптимизация процесса обучения.
  • Повышение уровня информационной компетентности учащихся и педагогов.
  • Повышение эффективности управления образованием за счет применения новых информационных технологий.
  • Развитие социального партнерства за счет повышения доступности информации о деятельности отдельных образовательных учреждений и системы в целом.
  • Технологическое обновление образовательного процесса.

 

Механизм реализации проекта

Основными механизмами реализации проекта выступают:

  • оснащение ИИСС (информационными источниками сложной системы), расширение их роли в образовательном процессе;
  • повышение квалификации педагогов в применении информационных технологий в образовательном процессе, в частности – в использовании ИИСС в работе с классом, в индивидуальной работе с учащимися;
  • внедрение новых информационных технологий в управление;
  • разработка информационных материалов для образовательных учреждений силами педагогов, администраторов, учащихся школы;
  • разработка и запуск в действие сайта школы в целях повышения эффективности информационного оснащения;
  • целевая поддержка одаренной молодежи, проявляющей заинтересованность в самореализации в сфере информационной культуры (конкурсы, проекты, гранты);
  • мониторинг и экспертиза эффективности применения новых информационных технологий.
    • Участники проекта
  • педагоги;
  • учащиеся;
  • родители;
  • попечительский совет.
    • Планируемые результаты

Технологическое и методическое обновление школ.
100% оснащение видео - презентационной техникой.
25% обновление компьютерной базы.
100% оснащение медиатеки профильного обучения.
Рост часов доступности компьютеров и выхода в Интернет для учащихся.
Рост квалификации педагогов:

  • основы компьютерной грамотности (100%);
  • использование  ЦОР в образовательном процессе – 70%.

Рост квалификации управленческих кадров.
Внедрение новых информационных технологий и информационных регламентов в управление образовательным учреждением.
Повышение рейтинга школьного сайта.

    • Ресурсное обеспечение

Оборудование.
Частичная замена компьютерной техники до 50%.
Приобретение ИИСС для образовательного процесса.
Приобретение мультимедиа-оборудования, 3 интерактивных досок.

 


Проект «Служба сопровождения»

  • Целевое назначение

Гарантия благоприятных условий для развития в образовательном процессе детям, нуждающимся в специальной помощи.

  • Механизмы реализации проекта
  • создание службы сопровождения;
  • повышение квалификации педагогов по психологии;
  • заключение договора с ППМС-центром «Доверие о сотрудничестве».

 

Участники проекта

  • Психолог;
  • Логопед;
  • Медицинский работник;
  • Социальный педагог;
  • Педагоги;
  • Учащиеся;
  • Родители.

Планируемые результаты
Повышение эффективности образовательного процесса для детей группы риска.
Уменьшение количества детей, состоящих на внутришкольном учете.

Ресурсное обеспечение
Методическое - «Положение о службе сопровождения».
Финансовое – внутренние резервы школы.


Проект «Здоровье и физическая культура»

  • Целевое назначение

Создание условий для сохранения здоровья детей в образовательном процессе, обеспечение безопасных условий обучения и воспитания. Формирование у молодежи и педагогических работников культуры здорового образа жизни.

Механизмы реализации проекта

  • разработка и внедрение здоровье сберегающих технологий;
  • формирование культуры здорового образа жизни через предметы: биология, физкультура, естествознание, социальная практика, обслуживающий труд, традиционные внеклассные мероприятия (районные, школьные);
  • создание безопасной школьной среды (световой, тепловой, двигательный режим, питание и так далее).

Участники проекта

  • Медицинская служба;
  • Педагоги;
  • Учащиеся;
  • Родители;
  • Хозяйственная служба.

Планируемые результаты
Снижение уровня заболеваемости.
Рост охвата горячим питанием до 95% школьников.
Позитивное отношение к нормам и правилам здорового образа жизни.
Создание школьного спортивного клуба «Союз».

Ресурсное обеспечение
Методическое: программа «Здоровый образ жизни».
Через МО – все педагоги должны овладеть здоровье сберегающими технологиями.

 

Проект «Семья и школа»

  • Целевое назначение

Создание системы эффективного взаимодействия семьи и школы, повышение ответственности родителей за результаты обучения, их вовлеченности в творческую и социально значимую деятельность детей.

  • Механизмы реализации проекта

Совершенствование традиционных форм работы с родителями:

  • родительские комитеты (школьные, классные);
  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы;
  • консультации учителей-предметников.

Организация психолого-медико-социальных просвещения и сопровождения родителей в вопросах воспитания детей.
Разработка нормативно-правовой базы взаимодействия семьи и школы.
Проведение массовых школьных мероприятий, где родители будут выступать активными участниками.
Создание инновационной программы «Музей как текст культуры»; подпрограммы для начальной школы «Мир семейного очага».
Изучение и тиражирование положительного опыта семейного воспитания, работы классного руководителя с семьей.
Использование различных форм поощрения родителей за достижения их детей.
Участники проекта

  • Ученики школы;
  • Родители;
  • Классные руководители;
  • Педагог-психолог;
  • Социальный педагог;
  • Педагоги педагогического образования;
  • Воспитатели ГПД.
  •  

Планируемый результат

Удовлетворенность образовательным процессом в школе у 80% родителей.

Увеличение количества родителей, посещающих родительские собрания, массовые мероприятия.

Повышение доверия школе (родители чаще обращаются к специалистам школы по возникающим проблемам  в вопросах общения с детьми).

Распространение опыта работы по программе «Мир семейного очага» через семинары, мастер-классы, консультации и др.
Публикация программы  «Музей как текст культуры».

Школа стала центром квалифицированной помощи жителям микрорайона по вопросам образования.

 

Проект «Профи»

  • Целевое назначение

Проект предназначен для обеспечения нового качества образования

  • за счет опоры на инновационный потенциал наиболее успешных педагогов школы;
  • за счет распространения передового педагогического опыта;
  • за счет освоения эффективных современных образовательных технологий;
  • построения системы методической работы в школе, ориентированной на достижение нового качества образования.
  • Механизмы реализации проекта
  • методическая поддержка всех проектов Программы развития школы;
  • эффективное использование аттестации педагогов для повышения качества образования;
  • ежегодный конкурс, смотр, фестиваль и т.д. на уровне школы;
  • участие в районных, городских конкурсах педагогического мастерства;
  • участие в Федеральном конкурсе;
  • создание информационной базы по психологии, педагогике, вопросам управления в помощь учителю, обобщенного опыта работы учителей школы;
  • целенаправленную работу методических объединений  на достижение результатов, обозначенных в Программе развития школы.

 

  • Участники проекта

В проекте принимают участие все педагоги школы, методическая служба, администрация школы.

Планируемые результаты
Рост квалификации педагогических работников, выраженный в показателях аттестационного процесса.
Стабилизация кадрового состава.
Рост инновационного движения.


Ресурсное обеспечение
Методическое                           
Положение о МО.
 Положение о Конкурсе в школе в соответствии с положением о Федеральном конкурсе и аналогичными документами Комитета по образованию и Управления образования Петродворцовой администрации.

Финансовое                               
Фонд материального поощрения победителей.

Материально-техническое      
Оснащение учительской информационными и  выставочными стендами.
Аудио - видео техническое оснащение.

 

                               Проект “Воспитательное пространство”    

  • Целевое назначение

Создание оптимальных условий для приобщения детей и подростков к опыту созидательной, разносторонней деятельности, индивидуального творческого развития в воспитательном пространстве школы.

  • Основные задачи
  • Формирование нравственной и гражданской позиции подрастающего поколения по отношению к городу, России;
  • Использование социокультурного потенциала города в образовательном пространстве через развитие образовательно-социальных практик;
  • Раскрытие склонностей и индивидуальных способностей детей и подростков к творческой, исследовательской, проектной и научно-поисковой деятельности;
  • Формирование толерантного отношения к сверстникам и людям старшего поколения;
  • Развитие системы самоуправления;
  • Профилактика правонарушений и безнадзорности детей.

 

  • Механизмы реализации проекта

Через реализацию следующих направлений деятельности:

  • Совершенствование  воспитательной системы школы.
  •  Реализация программы «Актуализация педагогического потенциала культурного наследия Санкт-Петербурга как фактор формирования культурной компетентности учащихся».
    • Школа-Город: система освоения культурно-образовательного потенциала Санкт-Петербурга в рамках взаимодействия с образовательными учреждениями – участниками образовательного кластера;
    • Школа-Музей: культурно-образовательный проект «Музей как текст культуры», нацеленный на создание условий для диалога Школы и Музея в образовательном процессе;
    • Школа-Социальный центр: сетевой культурно-образовательный проект стратегического партнерства с социокультурными институтами города (района) в сфере социокультурного взаимодействия;

Школа входит в образовательный кластер, объединивший усилия трех образовательных учреждений города по созданию открытой системы взаимодействия, нацеленной на актуализацию педагогического потенциала культурного пространства Санкт-Петербурга.
Реализуются следующие подпроекты:
Начальная школа. «Мир семейного очага» – цикл музейно-педагогических занятий, нацеленный на расширение представлений ребенка о семейных устоях и традициях и приобщение к лучшим из них за счет освоения моделей семейного мира, память о которых хранят уникальные коллекции загородных дворцов.
Основная школа. «Люди и судьбы»  – цикл музейно-педагогических занятий, предполагающих познакомить школьников с различными моделями реализации жизненных стратегий на основе исследования музейных коллекций, знакомства с судьбами множества людей – создателей памятников культурного наследия, исторических персонажей, людей, причастных к сохранению или разрушению памятников.
Старшая школа. «Послание к Человеку» – проектная деятельность на основе исследования дворцово-парковых ансамблей, в ходе которой старшеклассники получают представление о разнообразных ментальных моделях, созданных человечеством на протяжении его существования и нашедших отражение в музейном пространстве, что позволит им  осознать многообразие идей, управляющих миром, и выбрать те, которые составят основу мировоззренческой позиции.

Оценивание результатов воспитательной работы можно проводить по следующим показателям:

  • Наличие четкой структуры плана воспитательной работы классного руководителя – участника проекта, направленность деятельности класса.
  • Сплочение классного коллектива в ходе участия класса в проекте, насыщенность и полнота жизнедеятельности (процент количественного участия детей в событиях школы).
  • Расширение возможности участия класса и отдельных учащихся в проектах, конкурсах, позволяющих проявить полученные навыки и умения (наличие участников, лауреатов и победителей олимпиад, конкурсов и т.д.).
  • Приобретение опыта коллективной творческой деятельности, повышение информационно-коммуникативных компетенций учащихся и педагогов (участие в сетевых проектах, создание продуктов с помощью ИКТ-технологий).
  • Получение позитивного социального опыта взаимодействия, общения, совместной деятельности школьников друг с другом, с педагогами, музейными работниками, специалистами  и другими людьми (неперсонифицированный контроль).

 

    • Социальные партнеры
  • Отдел образования Петродворцового района Санкт-Петербурга;
  • Научно-методический центр;
  • Кафедра культурологического образования СПбАППО;
  • Кафедра педагогики и андрагогики СПбАППО;
  • Совет ветеранов г.Ломоносова;
  • Дом детского и юношеского творчества г.Ломоносова;
  • Городской Дом Культуры г. Ломоносова;
  • Государственные музеи заповедники «Петергоф» и «Ораниенбаум»;
  • Центр детского и юношеского туризма «Южный берег»;
  • Органы внутренних дел;
  • Муниципальный совет МО г. Ломоносова;
  • Органы системы профилактики;
  • Общественные организации и др.
    • Прогнозируемый результат

Социальный эффект реализации проекта позволит обеспечить оптимальные условия, необходимые для развития индивидуальных способностей детей и подростков в ценностно-ориентированной деятельности.


Проект “Гражданское становление личности через модель школьного самоуправления”

  • Целевое назначение

Разработать модель школьного самоуправления, которая предполагает появление новых видов деятельности взрослых и детей, новых связей и отношений, гражданской позиции, позитивного социального опыта и развития коммуникативной компетентности.

  • Основные задачи:
  • развивать и совершенствовать модель самоуправления в начальной школе в форме длительной ролевой игры;
  • расширить тематику классного проектирования и охват классов  данным видом деятельности;
  • продолжить деятельность школьного движения “Союз” в 5-7 классах;
  • сформировать новые звенья системы самоуправления учащихся 8-11 классов;
  • сформировать активную позицию всех участников образовательного процесса жизнедеятельности школы.

 

  • Механизм реализации проекта
  • Создание творческой группы и ее деятельность по уточнению и разработке модели самоуправления.
  • Утверждение модели и ее презентация на общешкольной ученической конференции.
  • Этап выборов: активы классов, кандидаты в Союз юных лидеров, капитаны.
  • Тренинг для сформированного актива, состава “лидеров” проводят психологи ППМС-центра.
  • Заседание капитанов (начальная школа) и  лидеров (средняя и старшая школа) на которых определяются основные направления деятельности, программа.
  • Деятельность звеньев, детских объединений по осуществлению управления школьной жизнью.
  • Отчет о продленной работе на заседании общешкольной ученической конференции (декабрь, май); планирование деятельности на будущий учебный год.
  • Участники проекта

В проекте принимают участие педагоги, учащиеся школы, администрация школы.

  • Планируемые результаты

В результате реализации проекта в ОУ школа №430 должна действовать модель ученического самоуправления, что позволит включиться наибольшему количеству учащихся в организацию жизнедеятельности школы и способствует становлению активной гражданской позиции.

  • Ресурсное обеспечение

Проект требует привлечения кадровых ресурсов:

  • руководителей детских объединений (3);
  • необходимых материалов для функционирования объединений “Видео-пресс” и “Школьная газета”;
  • стендов для размещения информации и школьной газеты.

 


Модель самоуправления в школе № 430

Слет – звено самоуправления в начальной школе. Капитан в классе начальной школы является связующим звеном между организатором внеклассной работы и классным коллективом. Для проведения конкретных мероприятий организуются временные творческие группы со своими лидерами.

Союз – звено самоуправления в 5-8 классах.
Форма самоуправления – детское общественное объединение.

Школьный парламент-  звено самоуправления в 9-11 классах.
Форма самоуправления – система клубов:

  • Видео-пресс
  • Театр песни «Сиреневый город»
  • Театр – КВН «БЭМС»

 

СЮЛ – сбор юных лидеров, высший орган школьного коллектива. В него входят лидеры 5-11 класса.

 

Музей истории семьи и школы.

  • Цели
  • Воспитание любви и уважения к Отечеству.
  • Формирование петербуржца, знающего, ценящего свой город.
  • Привитие любви и уважения к своей школе, своей семье
  • Воспитание деятельного, активного гражданина.
  • Создание виртуального музея истории семьи и школы «Петербуржцы-ленинградцы».

 

  • Пути достижения
  • В парламенте школы утвердить состав «Совета Музея», регламент работы, план работы.
  • Через ШСИ дать старт акции «Нашей школе-35 лет»
  • Проведение научных конференций
    • «Мы живем на героической Ораниенбаумской земле»
    •  «Великие россияне земли Ломоносовской»
    •  «Улицы нашего города носят имена героев»
    •  «Памятники зеленого пояса славы»
  • Проведение встреч с ветеранами, уроков мужества
    •  посвященных началу блокады Ленинграда,
    •  посвященных дню Пожилого человека,
    •  посвященных героическим событиям на земле Петродворцового района:

- высадка десанта;
- освобождение Петергофа от фашистов.

    • посвященных дню снятия блокады Ленинграда и Ораниенбаумского плацдарма,
    • посвященных Дню защитника Отечества,
    •  посвященных Дню Победы.
  • Участие в районных краеведческих чтениях.
  • Участие в районном смотре школьных музеев.
  • Создание летописи школы.
  • Связь со СМИ.

  • Формы, методы работы

 

  • Фронтальная работа, классно-урочная система (урок истории и культуры Санкт-Петербурга).
  • Индивидуальное сопровождение интересующихся учеников для выхода на конференции, краеведческие чтения, олимпиады.
  • Коллективные и творческие дела.
  • Групповая работа.
  • Деятельность семьи, помощь родителей в создании и выполнении работ.

 

Проект “Школьные средства информации”

  • Целевое назначение
  • Создание оптимальных условий для развития нравственного, творческого потенциала ребенка через приобщение к телевизионному творчеству.
    Формирование творческой личности с активной гражданской позицией. 
  • Обучение основам телевизионной журналистики.
  • Создание образовательной среды, направленной на становление личности ребенка как гражданина общества. 
  • Развитие интеллектуальных, коммуникативных способностей личности.
  • Расширение общего кругозора воспитанника.
  • Развитие способности самостоятельно определять свои взгляды, позиции, способности принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения.

 


  • Механизмы реализации проекта

Основными механизмами реализации проекта выступают:

    • деятельность клуба “Видео-пресс”;
    • организация постоянно действующих занятий, способствующих овладению учащимися основам компьютерной грамотности в области видеосъемки и нелинейного видеомонтажа;
    • подготовка материалов и участие в видеосъемке мероприятий, проводимых в школе;
  • проведение мастер-классов профессиональным режиссером, оператором.
  • Участники проекта
    • учащиеся;
    • педагоги;
    • родители;
    • работники службы средств массовой информации.

 

  • Планируемые результаты

Образовательный результат программы выражается в овладении учащимися набором индивидуальных качеств, профессиональных знаний, умений и навыков:
- способность к активному сотрудничеству в любом виде деятельности;
- умение ясно выражать свои мысли и общаться с собеседниками и партнерами;
- навыки самостоятельной постановки и решения нестандартных творческих задач;
- умение ориентироваться в нестандартной ситуации;
- владение основами операторского мастерства;
- владение основами нелинейного видеомонтажа.


Проект «Законы школы»

  • Целевое назначение
  • Упорядочить, обновить имеющиеся нормативные и локальные акты;
  • Разработать систему изучения и контроля за исполнением локальных актов.

 

Механизм реализации

  • Создание рабочей группы по установлению соответствия имеющихся локальных актов нормативным документам;
  • Определение перечня актов, которые необходимо разработать и утвердить;
  • Составление каталога;
  • Ознакомление с локальными актами  детей, родителей, учителей.

Участники проекта
Педагогический коллектив.
Родители.
Ученики.

Планируемые результаты
Создание правовой основы взаимоотношений всех участников образовательного процесса.
Компьютерная база данных.
Издание сборника локальных актов.


Локальные акты, обеспечивающие реализацию программы развития

Положение о центре образовательных ресурсов в школьной библиотеке

Положение о конкурсе – смотре методических и учебных материалов с использованием ИКТ

Положение о мобильном видео – классе

Положение о конкурсе – смотре “Ника 430”

Положение о методическом совете,
 методическом объединении,
 школьной аттестационной комиссии

Положение о смотре учебных кабинетов,
 конкурсе педагогических достижений

Положение о службе сопровождения

Положение о летней школе по ликвидации пробелов

Договор с родителями

Положение о родительском комитете (школьном и классном)

Положение о совете музея, регламент и план его работы

Положение о комиссии по рассмотрению проектов локальных актов.

 

Заключение

Настоящая программа является попыткой систематизировать некоторые идеи и принципы развития школы. Педагогический коллектив и администрация школы № 430 осознают сложность задач, которые предстоит решить на пути развития. Значителен объем работы. Однако уровень работы школы на сегодняшний день позволяет надеяться на то, что при хорошей организации работы и необходимом финансировании педагогический коллектив справится с решением поставленных задач.

 

В начало страницы